23-12-2015
Почему продают фирму или бизнес?
В информационных источниках порой можно встретить объявления "Продам готовый бизнес". Причины, вынуждающие владельца продавать готовую фирму или сформированный бизнес, могут быть совершенно разными. Готовые фирмы часто продаются, например, с целью оптимизации работы в направлениях малого или же среднего бизнеса, а также для большей их эффективности. Продажа готовых фирм – это отличная возможность для новичков, желающих войти в эту сферу.
Побуждающими к продаже готового бизнеса, могут быть различные причины, диктуемые определёнными факторами и обстоятельствами. Всего можно выделить три главных фактора.
- Первым и наиболее главным фактором из всех, является низкий объём доходов предприятия, который не соответствует первоначальным ожиданиям его владельца.
- Второй фактор, при котором владелец готов продать уже налаженный бизнес, можно отнести к разряду «психологических». Основной причиной здесь становится рутинность и однообразие, которое быстро надоедает предпринимателю, ищущему для себя чего-то нового, более интересного и перспективного.
- Третьим фактором могут стать, например, сложные отношения или конфликты с партнёрами по бизнесу, необходимость срочного переезда, острая нужда в свободных оборотных средствах и ряд иных причин.
Готовые фирмы также могут быть проданы, поскольку их владельцы по разным причинам могут не желать, чтобы их предприятие функционировали. Возможно, они также хотят сменить род деятельности, имеют перспективу переезда, нерешённые конфликты с партнёрами или нерентабельность предприятия. У них могут быть и иные обстоятельства или причины закрыть предприятие и выставить его на продажу. В ряде случаев, такие предприятия относят к двум категориям.
- Готовая фирма - существующая только по документации, ещё не функционирующая.
- Готовая фирма с историей – это предприятие, уже функционирующее определённый период времени, с наличием полного пакета документов.
На сегодняшнем рынке бизнес-услуг довольно распространена практика продаж готовой фирмы или бизнеса. Оба эти направления заняли уверенные позиции на отечественном рынке и свои ниши в структуре всей рыночной экономики страны. Процедура их продаж значительно отличается. Общими для них являются лишь факт самой продажи и недоверие, возникающее у потенциальных покупателей. Менталитет покупателя прост – выгодное предприятие или налаженное дело едва ли выставят на продажу.
Рынок бизнес-услуг стал отличной средой для возникновения и успешного функционирования множества компаний, специализирующихся на операциях «покупка/продажа» готовых фирм. Компании, осуществляющие аналогичные операции с готовым бизнесом, представлены на этом рынке в меньшинстве. Такая разница напрямую связана с масштабами покупок, в конечном итоге влияющих на объём проводимых работ, которые связаны с подготовкой и организацией сделок, а также с определёнными расходами при их совершении.
- Специфика в первом случае не требует решения ряда организационных вопросов.
- Во втором случае требуется серьёзный и качественный подход в правильной подготовке готового бизнеса на продажу. Поскольку он также является товаром, то наиболее выгодную и быструю сделку можно ожидать в случае, когда товар представлен, что называется, «лицом».
Продать бизнес можно и без посредников, но организовать самостоятельно этот процесс достаточно сложно. Для совершения успешной сделки необходимо провести оценку бизнеса, качественно его подготовить, обязательным является составление инвестиционного меморандума. Далее необходимо провести согласование цены, провести поиск инвесторов, желательно провести разработку оптимальной схемы, предусматривающей передачу прав собственности и массу иных процедур.
Естественно, что самостоятельно всё это осуществить весьма трудно, здесь требуется команда специалистов. К таковым относятся, например – профессиональные оценщики, аудиторы, юристы linkagemind.com, специалисты из сферы PR и рекламы. Труд каждого специалиста должен хорошо оплачиваться, поэтому нанять такую команду – удовольствие дорогое, но результат их работы перекроет горечь потраченных на это средств.
Экспертные оценки в отношении вопросов, связанных с продажей готового бизнеса однозначны – продажа «на взлёте» с соблюдением полной конфиденциальности. Под последним понимается исключение информирования персонала о предстоящей продаже, иначе паническое поведение сотрудников спровоцирует снижение стоимости бизнеса. Также важно адекватное определение его стоимости с учётом даже мелких и незначительных деталей. Ведь речь будет идти не об инвестиционном проекте и не о славной истории, о продаже его самого с наличием его конкретных показателей.